Что я думаю по поводу российского ВУЗовского образования, и почему я сама ушла из университета

Захотелось вдруг порассуждать на такую общую тему, как система образования в нашей стране.

Когда я училась в старших классах школы, отовсюду внушалось, что успевающие школьники поступают в ВУЗы и получают высшее образование, которое сделает их специалистами и поможет устроиться на хорошо оплачиваемую работу. А не успевающие - идут из ПТУ в строители, рабочие, продавцы и т.п. Либо без ПТУ - прямая дорога на работу, низкооплачиваемую и рутинную.

Сейчас смотря на то время, вспоминая свои мысли, я удивляюсь однозначности тех точек зрения. Я помню, даже ходила во дворец молодежи, проходила специальный платный тест на профориентацию, потому что сама не знала, кем хочу быть. Мне выпало быть фармацевтом, секретарем и еще кем-то. Тест меня разочаровал, потому что учитывал только мои предпочтения внешнего плана - ненормированный рабочий день, общение не с людьми, а с техникой и т.п. - которые я указала. Он не анализировал мои внутренние нераскрытые способности (допустим, технарь я или гуманитарий), которые мне даже не известны в тот момент.

И помню, меня очень возмущало то, что мне надо выбирать профессию до того, как я узнала, в чем она состоит, что от меня требуется, какие знания мне необходимы, какая у нее специфика. Конечно, все знают, что должны делать водители, продавцы или вахтеры. Но что включает в себя должность инженера (ведь много разных инженеров существует), программиста (тоже много разновидностей) или ученого мало кому известна. Конечно, можно пойти в НИИ и поспрашивать у них, но так делают единицы (я таких случаев не слышала, по крайней мере). То есть я лично считаю ошибочной такую систему, при которой молодые люди встают перед выбором, определяющим их дальнейшую жизнь на 5-6 лет, а-то и на всю оставшуюся жизнь (если они не бросят ВУЗ). Они просто не подготовлены к нему. А в школах нет такого предмета в старших классах - профориентация, где бы объясняли как раз то, что нужно делать в определенных профессиях.

И другой момент - общественное мнение. Ну вот принято в нашей стране, что высшее образование - это социальный статус. Хочешь быть "молодцом", изволь пойти в ВУЗ (не так важно какой, но лучше попристижней), тогда тебе обеспечены уважение, тогда тебе открыты офисы с предложениями работы, тогда у тебя больше шансов даже в общении с противоположным полом и т.п. и т.д. Это сильно давит на психику молодежи. Родители тоже не преминут сказать свое веское слово по поводу судьбы своего чада: "Не хочешь быть уборщицей - иди в ВУЗ, получи диплом".

В связи с этой очевидной ошибочностью системы, появились люди, которые прямо так и говорят: "ВУЗовское образование - это пустая трата времени, это запихивание в себя устаревших и ненужных в практике знаний, оно воспитывает "психологию наемного работника" и т.д." (так говорит Сергей Ковалев и Виталий Мануковский). То есть можно узнать новую точку зрения на образование в ВУЗе , совершенно противоположную принятой в обществе. И тем, кто без высшего образования, но чего-то добился и рад жизни, читать подобные вещи очень приятно, потому что все вроде бы правда. Но упускается важный момент, с моей точки зрения.

Сами авторы подобных длинных речей, которые говорят: "Появилась задача - научись всему необходимому для ее решения" и "ВУЗы впихивают в вас массу пустых и ненужных знаний", - являются интернет-предпринимателями, то есть продают свои услуги через интернет. Причем услуги связаны с психологией (решением жизненных проблем) и обучением открытию собственного дела. Понятное дело, что таким профессиям не нужна та масса знаний, которую получает студент за 5 лет. Но возьмем другую профессию, очень важную и довольно распространенную - медик. Допустим, хирург. Сразу же становится очевидной нелепость утверждения "Появилась задача - научись всему необходимому для ее решения". Если так будет, пациент помрет на операционном столе, к сожалению. Чтобы правильно ставить диагнозы, знать анатомию человека, симптомы и течение болезней, лекарства и их действие и еще массу вещей, которые требуются здесь и сейчас, естественно, без основного образования, которое дает ВУЗ, не обойтись. Пример с медиками самый, на мой взгляд, ясный, но подобных профессий немало.

Конечно, я не утверждаю, что эти люди не правы, а права система ВУЗовского образования. Я хотела сказать, что не надо быть столь категоричными в своих рассуждениях. ВУЗовское образование очень старое, эта система проверена временем, но в современном мире, мне кажется, она нуждается в усовершенствованиях, например:

  • Публиковать не только учебники, но и конспекты, не заставляя студентов записывать уже написанное, но объяснять им материал, чтобы складывалось в их головах понимание (а не текст на бумаге).
    Например, я помню со своих студенческих лет в техническом ВУЗе, что на лекциях я не успевала понять то, о чем говорил лектор, потому что боялась не успеть записать то, что он диктует, и остаться с неполным конспектом. Да и требование "Я не поставлю тебе зачет, потому что у тебя нет своего конспекта" просто отпадет за ненадобностью в таком случае.
  • Если теория тесно связана с практикой, не тратить время на лекциях на решение задач на доске, но тратить время на семинарах, чтобы все участвовали и, опять же, понимали, что происходит и как это делается, чтобы сразу же начать применять знания.
  • Пересмотреть программу по таким специальностям, которые сейчас содержат очень много часов на "общие знания". Понятно, что так проще преподавать. Не надо задумываться над тем, что читать этой группе 1-го курса, а что той. Но это драгоценное время студентов, и тратить его потому что "так проще", запихивая в программу все подряд для всех без исключения, не честно по отношению к студентам. К тому же, таким образом, возможно, значительно сократится время обучения, что ВУЗам наоборот вроде бы выгодно.
  • Уволить преподавателей, которые издеваются над студентами, унижая их. Меня очень это бесило и это было одной из причин моего ухода из ВУЗа. Или хотя бы позволить студентам менять не устраивающего их преподавателя (если он и правда плохо учит). Тогда отпадет вопрос "А как узнать, что преподаватель издевается?"
  • Уменьшить бюрократию. Улыбка
  • Использовать новые доступные технологии в обучении: видео, аудио уроки, например. Ведь если задуматься, что лучше нами запоминается - фильм о работе мозга, или глава учебника о работе мозга? Конечно, книги удобны тем, что в любой момент можно найти нужную главу и перечитать ее. Но я не говорю об отказе от книг, а лишь предлагаю дополнить их видео.

Хотелось бы еще поговорить на тему "некоторые не умеют учиться самостоятельно, а только из-под палки", "в ВУЗах воспитывают наемных работников" и "в ВУЗе без денег делать нечего, большая коррупция", но обо всем этом как-нибудь потом.

А теперь я расскажу, почему я сама ушла из ВУЗа, хотя родители были очень против этого и до сих пор жалеют что я не получила высшее образование. Я училась в лицейском классе при МИФИ в Москве 10-11 классы. Попала я туда, потому что программа по математике в обычной школе была для меня столь слабой, что я стала искать узконаправленные учебные заведения поблизости. Слабой она была потому, что до этого я училась в математических классах и гимназиях в разных городах России. И конечно, если класс при МИФИ (Московский инженерно-физический институт), то вопроса с выбором ВУЗа стоять не должно. И я поступала в него и в другой крупный технический ВУЗ - МГТУ им. Баумана. Осталась в последнем. Вобщем, получилось так, что я плавно перешла из мат. класса в технический ВУЗ. О профессии инженера я думала мало, не до этого было (!), надо было подтянуть физику перед экзаменами, ходила учиться отдельно.

Поступила туда... сначала программа была чуть ли не повторением 11 класса, было очень легко, почти все я уже знала, поэтому не чувствовала дискомфорта. На втором курсе поставили нам по математике Лошкарева, который мой любимый предмет превратил в балаган и поставил в один ряд с ненавистной физикой. И когда семестр подходил к концу, в запустении оказалась не только ненавистная многочисленная физика (три предмета по ней на экзамены), но и математика. И тогда я поняла, что дальше математика кончится, и будет одна физика, то есть ситуация будет похожа на текущую, и мне перестало нравиться все в этом ВУЗе, черчение только было исключением, но его на третьем курсе тоже уже не должно было быть. Но я все-таки попыталась сдать экзамены с теми знаниями, что у меня были, понахватала двоек буквально впервые в жизни (за экзамены такого не было до сих пор) и решила, что пересдавать это все у меня нет никаких внутренних сил - садиться учить теорию я не могу физически, меня тошнит от физики. Вот так плавно и быстро я пришла к выводу, что не быть мне инженером и бросила ВУЗ.

Далее я нашла себя в интернете, научилась верстать сайты, кое-что сделала на Drupal и через это узнала азы PHP. И сейчас работаю в компании, создающей сайты, в качестве технолога, верстаю, провожу демонстрации сделанных нами сайтов клиентам и тестирую работу программистов. О ВУЗе вспоминаю с таким отношением: "Я должна была познать это, чтобы понять, что мне это не нужно". И я не жалею, чего и вам желаю, если вы тоже бросили ВУЗ.

P.S.: Мои рассуждения могут быть довольно однобокими, ведь я была только в техническом ВУЗе, о других мало что знаю. Поэтому была бы рада прочитать комментарии, которые покажут точку зрения студентов и бывших студентов ВУЗов другой направленности.

P.P.S.: Ролик в тему:

P.P.P.S Цитата из книги "Освобождение от созависимости" Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж.

Цитата:

В главе 4 мы констатировали, что дети с плохой связью или “привязанные” дети часто боятся мира и любых изменений. Их навыки исследования и риска слабы, они нуждаются в постоянном подкреплении извне. “Привязанные” дети часто бывают негибкими, их чувства закрыты и развивается принудительное поведение. Такие недостатки вредят реальному обучению, которое предусматривает использование органов чувств, наблюдение, размышление и функции чувств. Реальное обучение требует, чтобы у ребенка были развиты способности самовыражения, полный доступ к собственным чувствам, способность включать свое тело в процесс обучения и способность думать.

“Привязанные” дети могут приспособиться к структурам обучения, где используется только функция мышления (что и делает наша современная система образования, основанная на нормах доминанторной культуры).

Мышление, особенно левополушарное (которое наша современная система образования тоже поощряет), поддерживает дисфункциональное поведение “привязанного” ребенка. В западном образовании доминируют функции левого полушария головного мозга: расчлененность, приведение к общему знаменателю, линейное мышление и рациональность.

Существуют и другие способы, при помощи которых системы образования отбивают охоту или мешают образованию связи и завершению эволюционных процессов. Такие способы можно проследить до их источника — доминаторной модели. Подобные подходы:

  • иерархически ранжируют участников, причем студенты и их потребности оказываются в самом низу;
  • учат детей приспосабливаться к системе, наказывая за непосредственность и ограничивая свободы;
  • берут на себя всю ответственность за структурирование и оценивание образовательного опыта ребенка, не поощряя обратной связи с учащимися;
  • укрепляют созависимость, симбиоз и изоляцию;
  • поддерживают систему силой или угрозой силы, используя требование обязательной посещаемости и изгнание (отказ в любви) и требуя степеней и рекомендаций для того, чтобы быть принятым системой;
  • обучают школьников и студентов скорее соревнованию, чем кооперации друг с другом, используя конкурсную систему оценок;
  • запрещают чувства, личные вопросы и социальное взаимодействие в классе, подчеркивая только чисто теоретическое;
  • поощряют жесткие сексуальные роли;
  • обесценивают разнообразие и открытие, а ценят конформизм и пассивность.

P.P.P.P.S. Сейчас лучшие умы человечества заявляют, что образование - самая востребованная сфера деятельности для будущего. В мире большинство людей - необразованные. Вот например, статья, о мире будущего.

Гость

сначала учился на программиста, окончил колледж с красным дипломом, потом поучился на психолога, после первого года бросил ) сейчас думаю что образование должно быть очень гибким и построено исключительно относительно человека, а создать такую структуру в массовом масштабе очень сложно. усидчивым отлично помогает интернет а остальным впринципе подходит что впаривают другие. сейчас ментальность меняется у народа и в будущих поколениях все быстро изменится, так что учитесь сами и показывайте пример другим )
кстати, очень нравится как подходит юрий мороз к этому делу.

SolarWind

Не повезло просто. Когда я поступил в универ, то попал в среду таких же долбанутых на всю голову гиков, как я сам. Мне это дико понравилось и наверное поэтому хотелось учиться дальше. То есть само окружение стимулировало к изучению профессии, мне нравилось общаться с моими сокурсниками (в массе своей). Пусть не все предметы преподавались идеально, пусть в самой системе образования есть определенные огрехи. Но со мной учились интересные люди, с которыми было интересно что-то делать. Да и преподы у нас в универе (севастопольский государственный технический университет) оказались вполне адекватны, в основном.

ingolmo
Цитата:

Публиковать не только учебники, но и конспекты, не заставляя студентов записывать уже написанное

Тут двоякая ситуация. С одной стороны, конечно, вы правы: часто за писанием конспекта не успеваешь следить за мыслью преподавателя. С другой, публикация конспектов ведет во-первых к тому, что люди хуже запоминают, потому как все же запись один из важных способов запомнить что-нибудь,, а во-вторых к тому, что люди перестают ходить на лекции, полагая, что все равно смогут прочесть опубликованные лекции.

Цитата:

Если теория тесно связана с практикой, не тратить время на лекциях на решение задач на доске

Это зависит от предмета Улыбка Иногда и задачки полезно порешать.

Цитата:

Пересмотреть программу по таким специальностям, которые сейчас содержат очень много часов на "общие знания"

.
Как раз самое главное, что дает ВУЗ — это базовые знания, которые практически невозможно приобрести самостоятельно. В отличии от каких-то узкоспециальных.

Цитата:

Конечно, книги удобны тем, что в любой момент можно найти нужную главу и перечитать ее. Но я не говорю об отказе от книг, а лишь предлагаю дополнить их видео.

Книги не только более удобны в этом отношении, но и воспитывают более системное и последовательное мышление — а это первостепенная задача.

AntonTau

Да, человек должен не запоминать, а понимать. Лучше так: получил в руки напечатанный конспект, пробежался по нему с объяснениями препода и вопросами от него на понимание, а потом в конце лекции взял и написал, что понял, сдав это на проверку преподу. Иначе никому неизвестно, унес ли с собой что-то студент, кроме "много много букоф" на листочках, или нет.

exiter

Ага, только маленькая поправка. Хороший сантехник, слесарь, фрезеровщик получали и во времена СССР часто больше хорошего инженера. Ну может не зп академика, но все же. Т.е. не в деньгах речь была а в престижности профессии. Сам получил образование маркетолог. Но работаю в сфере разработки сайтов и интернет-рекламы. Маркетологом не работал ни одного дня и вот уже 9 лет работаю в сфере Интернет.

Vovchick

Сегодня впервые попал на это блог... С удовольствием изучаю... Тема на самом деле не общая... а очень ... как бы сказать... личная, что-ли... потому, что Система Образования оказывает большое влияние на судьбу каждого человека... Есть много разных точек зрения на этот вопрос... Но, исходя из своего жизненного опыта, скажу, что в время в ВУЗе - время потраченное впустую... НО... это можно сказать только с одной оговоркой!!! Время в ВУЗе потраченно впустую для тех, кто хочет от жизни бОльшего, добиться высоких целей, реализовать себя как личность... Личности вообще не место в таких заведениях.. эти заведения губят личность... Очень низкому проценту людей удается сохранить личность после ВУЗа... Большинство выходит с установкой, что "Я слабый, не способный решать серьезные вопросы "специалист"". В жизни надо принимать самостоятельные решения, думать головой, а не "книжными истинами" (которые, кстати, на поверку не всегда истины)...
Я сторонник нового подхода к образованию... когда человек самостоятельно добывает НЕОБХОДИМЫЕ ему знания и ОБЯЗАТЕЛЬНО применяет их на практике, а не просто изучает, чтобы "как бы знать".
Этот взгляд на образования у меня сложился после знакомства с книгами Роберта Кийосаки, того же Ю. Мороза и многих других последователей... Самое главное, что сам обучаясь в университете (ДВГУ, Юриспруденция) на третьем курсе занялся предпринимательством и видел, что знания ВУЗа не применимы к практике... Главная причина этого в том, что учат люди, которые дальше книжек и не знают того, что происходит...
Хоть я и всю сознательную жизнь и мечтал быть юристом... (диплом получил)... но вышло так... что надо быть не специалистом, а генералистом... с тех пор я был и продавцом (первый бизнес, который принес доход был "торговля сахарной ватой и попкорном"), организатором праздников, вечеринок и прочих торжеств, директором агентства по оказанию помощи студентам (дипломы, курсовые и прочие студ. работы), вендинг-оператором, бизнес-тренером, занимался производством рекламы, сувенирной продукции, было кафе, программистом и дизайнером тоже пришлось побывать (сейчас это приятное хобби Улыбка), сейчас занимаюсь Внешнеэкономической деятельностью и продажами через интернет... Как видно из послужного списка... специальности как то слабо связаны друг с другом... и уж точно этому не учат в ВУЗах... (точнее в ВУЗах учат... но не знаешь, что нужно тебе будет скажем через полгода... ВУЗы не дают мобильности... не расширяют кругозор... а специализируют его)
Вот, так... Подмигивающий

Игорь

Приветствую правильный выбор автора! Двумя руками!

1-е. Это государство выдумало еще один рычаг давления на населения, юридически введя образовательный ценз на ряд профессий и должностей.

2-е. Система образования не нацелена на то, чтобы развивать человека, его качества.
ИМХО, все экзамены надо заменить тестами на память, внимание, сообразительность и т.д.

3-е. Надо же кому-то, имеется ввиду профессорско-преподавательский состав, найти работу и занятость. Убежден, что человек досконально владеющий каким-то предметом вместо преподавания пойдет реализовывать свои знания в практические дела.
Что получается? Учат жизни, в определенной сфере, люди, либо при первой возможности покинувшие ее, либо показавшие свою профнепригодность, либо и то и другое вместе.

4-е. ВУЗ, убежден, нужен исключительно для того, чтобы преодолеть собственные комплексы навязанные обществом в виде, как указывалось сверху, социального статуса и т.д.
Здесь зависит все от человека. Будет ли он считать это комплексом или нет.
Очень многие личности (не только Билл Гейтс) добились выдающихся результатов не имея высшего образования.

5-е. На вопросы о необходимости получения высшего образования четко отвечают книги Роберта Кийосаки. Они дают четкий, уничтожающий любые сомнения, ответ.

6-е. Из того, чего давали мне в военно-морском училище радиоэлектроники, в жизни (ВМФ, Северный Флот, атомные крейсера) пригодилось очень и очень мало. Даже удивляло и оскорбляло то, что люди вокруг меня, призванные изучать (и изучавшие) военное дело, абсолютные бестолочи в вопросах ведения морского боя, эксплуатации оружия и техники, работе с подчиненными моряками.
Гигантское количество ляпов в фильмах "9 рота", "Грозовые ворота", "Курск: подводная лодка в мутной воде" и т.д. во внимание брать не стоит - киношники, есть киношники.
В нашей стране нельзя заниматься двумя вещами: экономикой и военной разведкой. В 1-м случае видишь, как бестолково расходуются (а то и не задействуются) экономические ресурсы страны. Во 2-м, сравнивая с Вооруженными Силами других стран, удивляешься какой металлолом стоит у нас на вооружении и какие бестолочи на командных должностях.

7-е. Вот не вижу я что-то, общаясь с людьми имеющими высшее образование, что они владеют своим предметом и в состоянии изучать новое. Стремятся выучить что-то и дальше на этом багаже валять дурака всю оставшуюся жизнь.

Заменил бы я всю систему среднего и высшего образования овладением системой В.Бехтерева (активизация до 50-70% возможностей человеческого мозга, включение подсознания и выход на сверхсознание; у обычного человека задействовано 3-5%, у гениев - 10-15%) и на этом бы поставил крест.
Пусть человек дальше сам выбирает сферу, где может приносить максимальную пользу людям, обществу в удовольствие себе.

Vovchick
Игорь пишет:

4-е. ВУЗ, убежден, нужен исключительно для того, чтобы преодолеть собственные комплексы навязанные обществом в виде, как указывалось сверху, социального статуса и т.д.
Здесь зависит все от человека. Будет ли он считать это комплексом или нет.

Кстати, о том, для чего нужен ВУЗ (в прочем как и школа и прочие социальные институты)... Это прежде всего для того, чтобы человек смог научиться общаться с людьми, приобрести минимальные связи, найти единомышленников... Вот, на мой взгляд в чем суть... К сожалению, целенаправленного воздействия на эту сторону образования не осуществляет... Расстроенный, грустный

RemaGe

Прошло около 2 лет, тех пор когда я получил диплом. К сожалению констатирую, что о мне так и не пригодился. С другой стороны, он плечи не тянет) Пусть будет, вдруг пригодится)

b4ubest

Я конечно понимаю, что это личное мнение автора, но я не соглашусь с тем, что учеба в ВУЗе - пустая трата времени. Да, во всех ВУЗах преподы не роботы, запрограммированные улыбаться и учитывать что-то вроде среднего арифметического личностных качеств каждого студента. Россия - большая страна, которая не может идти по тому же пути развития, как скажем, Англия, Франция или Япония. Те люди, которые участвуют в принятии решений о внесении поправок в систему образования, ИМХО, все имеют высшее образование или ученые степени. Если бы такие неординарные и продвинутые в совр. технологиях личности, как Анна могли повлиять на решения этих людей, возможно все не было бы так печально.
Наша страна к моему сожалению не является родиной Microsoft, IBM и Intel. Мы вынуждены много платить за юзанье этих технологий. У нас с 90-х годов в школах, вузах исполозвалась windows, сейчас хотят перейти на *nix, но понятно, что это создает лишь дополнительные проблемы. Что-то я уже немного ушел от темы Улыбка
Это лично мое субъективное мнение, которое может не высказано до конца, но наводит на некоторые мысли

Денис

Ты молодец! В целом правильно мыслишь.
Почитай (если еще не читала) на эту тему книги Роберта Кийосаки:

1. Богатый папа, бедный папа.
2. Квадрант денежного потока.
3. Руководство богатого папы по инвестированию.

evgeny

В статье есть некий смысл....но он слишком мал, чтобы так рассуждать о системе образования и психологии ребенка. Никогда еще образование не было лишним. Законченое высшее или специальное образование - показатель того, что человек способен довести начатое дело до конца и лишь потом с высоты проделаной работы оценить плоды своей деятельности.

Lex-BY

Извиняюсь за длиннный пост. Моё правило: говори, если есть что сказать - либо молчи.
На самом деле в статье обозначено несколько очень важных, но совершенно разных проблем нынешнего образования. И характерны они системе в целом, а не только ВУЗам, так что корни надо искать ещё в школах и детских садах.

  1. Несоответствие теории и практики.
    Цитата:

    Использовать новые доступные технологии в обучении: видео, аудио уроки, например.

    Современные методики не только предусматривают, но и рекомендуют использовать различные дополнительные материалы: аудиовизуальные, дидактические, интерактивные... Но как о них может идти речь, если в подавляющем большинстве школ банально нет телевизора не то что с ДВД-шником, а даже с видеомагнитофоном. О компьютерах в классах и речи быть не может. В результате за долгие годы такого книжно-письменного обучения, если в вузе (где это есть) начать всё это активно использовать, учащиеся просто ничего не усвоят, и первые полгода будут только привыкать к другому формату.
    Здесь же - проблема "формальности" и избыточности информации на занятиях. Многие преподаватели сами с радостью готовы рассказывать живо и интересно. Но программа не позволяет. Почему? Потому что она безнадёжно устарела. А это почему? Потому что на сегодняшний день её составляют министерские люди, чиновники, а не педагоги, в реальности крайне далёкие от практического преподавания, и делают это ради галочки. Ведь намного проще подлатать пару откровенных дыр в ужасно кривой программе, чем браться за неё всерьёз и перестраивать чуть ли не целиком. Вот и всплыла проблема бюрократии...

  2. Проблема финансирования.
    Нет, я не имею в виду "Школам - ремонт и новое оборудование". Я имею в виду банальный размер зарплаты учителей. Или хотя бы факт оплаты. Немногие в курсе, что с недавнего времени преподаватели больше не получают никакой прибавки к зарплате за любые внеклассные занятия. Вообще никакой, в том числе за классное руководство (поясню: направлять неуёмную детскую энергию у оравы в 30 человек в созидательное русло - занятие хоть и творческое, но невозможно выматывающее). В результате, кто у нас поступает в пед. ВУЗы и ССУЗы? Правильно: те, кого не взяли ни в один другой, а твердолобость им не позволят быть "нигде". Соответственно, как после таких "педагогов" нормальный преподаватель должен активировать сознание в головах студентов? Опять правильно: только чудом.
  3. Отсутствие системы ранней проф.ориентации.
    Именно ранней, и именно системы, а не пары-тройки тестов в старших классах. Я уж не говорю о том, что в идеале такая система должна быть практической.
    Суть в том, что сенситивный период практического (активного) познания приходится на дошкольный возраст. А значит именно тогда ребёнок впервые должен тестироваться. Как? Очень просто: ему надо всего лишь пробовать максимальное количество различных видов деятельности. Именно деятельности, а не профессий, потому как в таком возрасте он ещё не может соотнести то, что ему нравится с тем, в какую профессию это вытекает. К школьному возрасту (1 класс) индивидуальные особенности ребёнка настолько устоялись, что при правильной диагностике уже можно с уверенностью определить его профессию. Максимум, его взгляды поменяются в подростковом возрасте (из-за ворастного кризиса), но это редкость: обычно меняются проявления, а не сами особенности. Поэтому единственное, что надо сделать - это с 1 по 3 класс тщательно и систематически определять проф. ориентацию ребёнка, чтобы уже с 4-5 класса его можно было определить по соответствующему профилю, в котором, естественно, необходимо сократить количество лишних часов. И, главное, практических, эффективных методик такой диагностики - масса. Почему они до сих пор не применяются? См. п.1...

Зачем я это написал? Затем, чтобы показать: любой человек, знакомый с образовательной системой изнутри, а тем более действующий преподаватель, прекрасно знает все её извращения, которых помимо описанных здесь ещё вагон и маленькая тележка. Но система такова, что она не только не способствует, но всячески препятствует решению имеющихся проблем.
Из-за этого в том числе я ушёл с предпоследнего курса пед. учебного заведения. На сегодняшний день перспектива очевидна: через 3-5 лет мы столкнёмся с серьёзнеым кризисом образования, когда родители просто перестанут в массовом порядке отдавать своих детей сначала в ВУЗы, а потом в школы. Это в каком-то смысле хорошо, т.к. любая система, дойдя до критического состояния, неизбежно перерождается... либо гибнет, а на её месте вскоре появляется другая.
Напоследок хотелось бы порекомендовать голливудскую молодёжную комедию "Нас приняли", в которой, однако, обыгрывается вполне серьёзная образовательная схема, имеющая в своей основе проблемный метод и принцип взаимного обучения.

Юля

Я проходила похожий путь. Мат. класса (золотая медаль). Потом институт, на втором курсе поняла, что это все игрушечное, ничего не дает - я ощущаю себя полной дурой, потому что отметки хоть и хорошие, но это все ненужное. Тебе дают за твое время и деньги просто воздух. Потом я восстановилась в университет, на 2-ой курс, думала, не все же так, может институт просто такой. Сдала 12 дисциплин за 2 месяца, на украинском, это для меня совсем не родной язык. Теплилась надежда, что универ - все же заведение приличное. Проучилась там пару недель и дошло окончательно - система нежизнеспособная, потому что надумана и к человеку, существу индивидуальному просто неприменима.
В итоге закончила академию, компьютерную, "Шаг" называется, на программиста. Сейчас счастлива беспредельно, потому что делаю что хочу и не жалею ни капли, что не засомневалась в своих взглядах девченкой.
А по поводу медиков - человек должен самостоятельным быть. Недавно 1.5 года болела очень, врачи не смогли помочь, пока сама за себя не взялась - ничего. Выискивала в инете рецепты, занималась физически. Так вот вывод сделала: институты образования, медицины и религии направлены скорее во вред. И к ним нужно прибегать в самых крайних случаях, а если человек может сам, то только нужно делать самому, развивая свою силу.
Можно логически много этому всему противопоставить, однако опыт расставит по своим местам все. Думаю жизнь именно и дается затем, чтобы прочувствовать реальность, а не логически разложить. Улыбка

Юля

Да, забыла упомянуть, что в академии была система нисколько иная - раз в неделю тебе дают материал и уроки, а ты в течение недели сам все делаешь, потом только приносишь дз. Тебе помогают, если что-то непонятно или не вышло что. Фактически все сам делаешь.

Ali

Хорошо написано.
Можеш в заголовок добавить и УКРАИНСКОГО.

Я когда сказал что ухожу из института все друзья и родственники говорили что я дурак, первое высказанное уважение ко мне(скромно говоря, по этому вопросу) сказал один друг года через три.
Я много проучился в институте, на половиние предметов было даже интересно.
Если бы я мог выбирать то выбрал бы только учебу на 3-м и 4-м курсе, и то если бы меня уважали администрация института и преподы. Я бы ввел такую штуку: студенты голосуют за преподов, и самый отстойный(непригодный) препод каждый месяц увольняется в принудительном порядке.
Некоторые наши преподы вообще психологически не совместимы с работой со студентами.

ПостСкриптум: кстати тоже увлекаюсь друпалом, темами, англиским. Вообщем единомышленникам по посту и интересам предлагаю интернет-дружбу и автору тоже.
Пишите сюда: admin (Собака) launch.org.ua

Игорь

Сайт в избранное! Описала хорошо Цветочек

riartem

Блин, ну вот надо же?! А я думал, что я один такой.. Правда живу в Беларуси. История один в один, как у меня... И насчёт лишних предметов (вот зачем специалисту по системам обработки информации - химия), и насчёт злобных и бестолковых преподов, которые издеваются над студентами (по "начерталке" был препод - Калтыгин, так он сволочь(до сих пор ненавижу), 12! раз зачёт заставлял пересдавать, хотя чертежи были безупречны (все делал сам, но отец проконтролировал(он - инженер))...)..
Вот и я забрал документы.. Сейчас работаю системным администратором в медицинском колледже и по совместительству - веб-дизайнером.. Вот так..

Гость

проучился 3 года ОЧНО в колледже - но не бросил, перевелся на заочку после того как год проработал в ИТ компании оператором, понял что нахуй там делать ОЧНО нечего --- доучусь заочно, буду разводить деньгами Улыбка

Вадим

Попал сегодня впервые на этот блог, искал какой установить визуальный редактор для Друпала. Наткнулся в теме на рекомендованный BUеditor, а далее как-то вынесло сюда на статью со смайлами Улыбка
По поводу высшего образования всегда думал отрицательно, впрочем как и по поводу среднего. Вообще вся система образования мне представляется больше системой зомбирования. Если есть умение самому получать знания и сила воли это делать, то конечно этот вариант лучше, хотя зависит также от выбранной профессии.
А блог интересный, автор похоже умница Цветочек

Roof

Так уж получилось, учился там же по тому же месту. С Лошкаревым знаком. Как и с его балаганом. Да и вообще в плане образования почти такая же штука, вот только после отчисления из Бауманки восстановился в другой ВУЗ. Вот только специальность уже выбирал осознанно, зная, что не нужно мне инженерство это все - занимался автоматизацией и криптографией. И, как ни странно, после многочисленных пересдач в МГТУ, учился спокойно и с удовольствием (кстати и отношение к студентам совсем другое было, в деканат, например, можно было зайти и по-человечески побеседовать, вопросы позадавать). Так что тут, кроме неверного выбора специальности, скорее всего еще и специфика конкретного ВУЗа наложилась. В 10ке (общежитии этого самого факультета) вообще достаточно много случаев было, когда люди сами уходили (причем с 4-5 курсов и не имея никаких проблем с сессиями), в том числе слышал формулировку "А зачем оно мне? Я что так 1000$ получаю, что с дипломом - тоже самое".
А диплом все-таки стоит получить, у нас в стране он по-прежнему необходим для карьерного роста. Не важно какой, главное чтоб был.

sa_bo_nim

Да-да, я же подозревала, что в других вузах может быть иначе. Сейчас знакомые учатся на последних курсах или на заочном, и я вижу как они спокойно ходят туда, потихоньку сдают, правда делают это не потому что профессия им по-настоящему интересна, а потому что вот-вот уже диплом получат и "еще немного дотерпеть и свобода".

Алекс

Полностью согласен с автором. В наше стране половина людей с образованием семочки на базаре продает. И где справедливость? А ответ очень прост, высшее образование (ВС) обесценилось, и вообще наше ВС страшно назвать ВС. Все продажное, некачественное и еще и дорогое. Самый лучший вариант - это самообразование и желание учиться. Нашу страну поставили на колени.

Андрей

Можно много спорить о несовершенстве методов преподавания, о вымирании вузовских преподавателей как класса, о студентах которых в ВУЗ затолкали родители, НО факт остается фактом, то что выходит нынче из стен современного вуза "молодым специалистом" никак назвать нельзя. Профукали высшую школу...

Кстати дискуссию о системе вузовского образования вы можете посмотреть здесь

Дмитрий

Соглашусь пожалуй полностью. Много лишнего и очень мало того, что действительно нужно в реальности. Но с другой стороны, образование всё-же нужно, оно даёт определенный настрой что-ли.

С ужасом вспоминаю скучные лекции... Убит день, а проку ноль

SKIT

А я считаю что высшее образование нужная вещь!!!
Хотя и согласен с тем что знаний оно дает мало, поэтому 50% программы, если не больше я просто забил)) После окончания сложилось такое мнение, что оно впринципе и не должно (или изначально не рассчитывалось) давать студенту знания с которыми можно было бы работать.
Высше образование дает в первую очедерь культурное воспитание, самые основые специальности и самое главное учит мыслить в нужную(в сфере деятельности) сторону. Сам не знал куда податься и что выбрать. Повезло - угадал!!) Учится было довольно интересно или я не ходил))) Да и сама учеба была веселая, колектив и преподы ничего, правда несколько придурков(ещё мягко сказано) было. Считаю что эти годы жизни не прошли зря!
Людям у которых шило в ж..., которые постоянно что-то делают и к чему-то стремятся в ВУЗ идти не обязательно. Но таких не много и поэтому считаю высшее образование всё-таки нужно даже в таком виде как сейчас.

Гость

"Я ниасилила физику и потому бросила универ". Исповедь неудачницы какая-то.

sa_bo_nim

Гость, а, по вашему, заставлять себя и заниматься ненавистным делом - это удача?

q2_faith

интересная тема)
сам бросил универ из за конфликта с зав.кафедрой.
насчет профориентации...я думаю система бакалавриата была бы выходом. когда человек получает общий курс, а потом уже в чуть более сознательном возрасте, чем после 11класса, выбирает себе профессию.
польза высшего образования, а именно советской школы, в фундаментальности знаний. на личном примере объясню. учился в техническом вузе, факультет авиационные двигатели специальность двигатели внутреннего сгорания. учится было очень сложно. но зато теперь мне многое дается легко, я достаточно легко и быстро обучаюсь новому. только из за того что в свое время осваивал термодинамику, физику, химию, сопромат.
и пожалуй соглашусь, что понятие высшее образование в россии сильно извратили.
и мне очень не нравится что все реорганизации на этом поприще идут в сторону коммерциализации высшего образования

Сан Саныч

Учился в филиале Московского Государственного Открытого Университета на строительном факультете. Уже с 1-ого курса делал за деньги курсовые примерно половине курса. На 3-ем курсе университетский преподаватель физики предложил мне пойти учителем физики в ПТУ (в здании которого и располагался заочно-вечерний филиал университета в котором я учился), я отказался. Дотянул себя и еще несколько (самых стойких) человек до ГОСов и сдал их на 5.

До 6-ого курса учиться было интересно, впитывал в себя знания как сухая губка воду. На 6-ом курсе поток новой информации иссяк. Создалось такое впечатление, что весь 6-ой курс был только для того, что просто техническое образование по закону должно получаться за 6 лет. Т.е. почти весь 6-ой курс был "ни о чем". Под конец нам неожиданно "торжественно" объявили, что вот и все, обучение закончено, остались ГОСы и диплом. ГОСы я сдавал пожилому человеку (вроде заведующий строительной кафедры), мило побеседовав с ним (вернее выслушав историю о его бурной молодости на просторах строительных площадок СССР) и ответив на пару глупых вопросов. А дальше...

А дальше к нам (студентам) университет потерял всякий интерес. Мы исправно платили деньги за каждый курс обучения. Теперь мы преддипломники, дохода (официально) университету не принесем. Поэтому на нас просто забили (но на мой взгляд, на нас "просто забили" не просто так, а срубить бабла за диплом).

Мне единственному с курса удалось "выклянчить" методичку по диплому. И то, мне сразу сказали, что новую подготовить не успели, а эта методичка "писят-бородатых годов" уже устарела. Получив задание на диплом, посетив библиотеку и найдя только несколько строк и пару рисунков "от руки" по теме диплома, я решил, что больше в этот университет я ни ногой.

С тех пор прошло уже несколько лет. Мой "аттестат зрелости" (школьный аттестат 11 класса) до сих пор пылится где-то в закромах универа. А студенческий билет и зачетка лежат у меня в ящике письменного стола. И никто из университета так и не связался со мной узнать, почему я не продолжаю обучение.

И я не жалею, что не доучился. Пусть жалеют те, кто способствовал этому, хоть и несознательно. Без "корочки" я не пропаду...